Тема: Химические свойства кислот.
Реакции замещения и обмена.
Цель: обучающие – закрепить
знания учащихся о химических свойствах кислот на примере хлороводородной
кислоты, углубить знания учащихся о реакциях замещения и обмена на примере
химических свойств кислот;
развивающие – создать условия для
развития практических навыков экспериментальной работы с кислотами,
познавательных процессов: памяти, внимания, мышления, развитие умений работать
вместе, развитие коммуникативных умений;
воспитательные – способствовать
формированию познавательной заинтересованности
предметом, воспитание чувства уважения друг к другу;
практические – выполнение демонстрационных
опытов, умения работать с лабораторным оборудованием и реактивами, соблюдение
правил т/б
Тип урока: формирование умений и
навыков
Базовые понятия и термины: кислоты, реакции
замещения, реакции обмена
Оборудование и реактивы: 1)
магний, цинк, медь, р-р хлороводородной кислоты, концентрированная нитратная
кислота, оксид магния, натрий гидроксид, нитрат серебра; 2) пробирки,
спиртовка, пробиркодержатель
Средства наглядности: таблица
растворимости кислот, оснований и солей в воде, ПСХЭ, оборудование и химические
реактивы, ряд активности металлов
Формы: индивидуальная,
фронтальная, парная
Методы и приёмы: словесные
(рассказ, беседа, работа с учебником), наглядные (таблицы, демонстрационный
опыт, работа с опорной схемой), коммуникативные (беседа по новой теме),
проблематизация, формирование познавательного интереса, ситуация успеха
Структура урока
І. Организационный этап ……………………………………………………………… 1 мин.
ІІ. Проверка домашнего задания, актуализация
опорных знаний ………………….. 6 мин.
ІІІ. Формирование навыков и умений
……………………………………………….... 28 мин.
3.1. Мотивация познавательной
деятельности ……………………………………...2 мин.
3.2. Постановка целей урока
………………………………….....................................2 мин.
3.3. Проектирование деятельности (план
урока) ……………………………………1 мин.
3.4. Реализация плана ………………………………………………………………...23
мин.
3.4.1. выполнение демонстрационных опытов,
заполнение таблиц
ІV. Закрепление изученного материала …………………………………………………6
мин.
V.
Домашнее
задание …………………………………………………………………… 2 мин.
VІ. Подведение итогов ……………………………………………………………………2
мин.
ХОД УРОКА
І.
Организационный этап
ІІ.
Проверка домашнего задания, актуализация опорных знаний
Задание №1: из приведенного перечня химических свойств выберите те,
которые
характерны
для кислот
а) окраска универсального индикатора в синий цвет
б) окраска раствора метилового оранжевого в красный цвет
в) взаимодействие с металлами
г) взаимодействие с кислотными оксидами
д) взаимодействие с основными оксидами
е) взаимодействие с основаниями
ж) взаимодействие с кислотами
з) взаимодействие с солями
и) оксигенсодержащие кислоты разлагаются при нагревании
Задание
№2: работа с опорной схемой «Химические свойства кислот»
______________________ Кислоты
_____________________
↓
↓
↓
действуют
на _______ реагируют
_______ содержащие
кислоты
↓ ↓ ↓ ↓ разлагаются при t˚
ІІІ. Формирование навыков и умений
3.1. Мотивация
На доске написаны термины: реакция замещения, реакция обмена
Учитель: давайте вспомним ребята , с какими типами реакций мы уже знакомы из
курса химии 7 класса? (реакции
соединения и разложения). Сегодня нам предстоит работа по изучению ещё двух
новых типов реакций. Это реакции замещения и обмена.
Итак, тема нашего сегодняшнего занятия «Химические свойства кислот. Реакции
замещения и обмена» (учащиеся
записывают дату и тему урока в тетрадь)
3.2. Целеполагание
Учитель: Давайте сформулируем цель вашей сегодняшней работы
Цель учащихся: закрепить знания о
химических свойствах кислот, изучить реакции замещения и обмена.
3.3. Проектирование деятельности
(план урока на доске)
Учитель: работаем согласно плану
1.
Выполнение демонстрационных опытов, заполнение таблиц
2.
Закрепление изученного материала
3.
Домашнее задание
4.
Подведение итогов урока
3.4.
Реализация плана
3.4.1. Выполнение демонстрационных опытов, заполнение таблиц
2 учащихся (получили опережающее д/з по изучению реакций замещения)
1) проводят демонстрационный опыт
(инструктаж по т/б): взаимодействие металлов (магний, цинк и медь) с
хлороводородной кислотой,
2) указывают на признаки реакций,
3) формулируют определение реакции
замещения (все учащиеся записывают
определение в
конспект и заполняют таблицу)
Таблица №1
уравнение реакции
|
тип реакции
|
признаки реакции
|
|
магний + НСI
|
Mg + 2HCI → MgCI2 + H2
|
замещения
|
выделяется водород
|
цинк
+ HCI
|
Zn + 2HCI → ZnCI2 + H2
|
замещения
|
выделяется водород
|
медь
+ HCI
|
Cu + HCI → реакция не идет
|
||
медь
+ HNO3
|
Сu + 4НNO3
→ Cu(NO3)2 + 2NO2↑ + 2H2O
|
замещения
|
выделяется нитроген (IV) оксид
|
Учитель:
ребята как вы уже успели заметить, что не все металлы при обычных условиях способны
взаимодействовать с кислотами. Дело в том, что кислоты при обычных условиях
реагируют лишь с теми металлами, которые способны вытеснять водород из кислоты.
По активности вытеснения водорода металлы можна разместить в так называемый
вытеснительный ряд металлов, который, как правило есть у нас в кабинете, а
также в учебнике (форзац). Учитель объясняет как пользоваться рядом активности
металлов.
Учитель: ребята мы пронаблюдали то, что медь не реагирует с хлороводородной
кислотой, но если взять концентрированную нитратную кислоту, то реакция будет
происходить. Учитель проводит демонстрационный опыт: взаимодействие меди с
концентрированной нитратной кислотой (акцентирует внимание на том, что те
металлы, которые в ряде напряжения металлов находятся после водорода, способны
вытеснять не водород, а другие продукты реакции)
Сu + 4НNO3 → Cu(NO3)2 +
2NO2↑ + 2H2O
Вопрос: Что мы наблюдаем? (выделение бурого газа нитроген (IV)
оксида)
Записываем уравнение реакции в таблицу.
2 учащихся (получили опережающее д/з по изучению реакций обмена)
1) проводят демонстрационный опыт
(инструктаж по т/б): взаимодействие хлороводородной
кислоты с основным оксидом,
основанием, солью
2) указывают на признаки реакций,
3) формулируют определение реакции
обмена (все учащиеся записывают
определение в конспект и заполняют таблицу)
Таблица №2
уравнение реакции
|
тип реакции
|
признаки реакции
|
|
СиО + НСI
|
СиО + 2HCI → СиCI2 + Н2О
(при t)
|
обмена
|
изменение окраски раствора (зеленый или голубой р-р)
|
NaOH + HCI
|
NaOH + фенолфталеин + HCI → NaCI + H2O
|
обмена
(нейтрализации)
|
малиновая окраска обесцвечивается
|
AgNO3 + HCI
|
AgNO3 + HCI → AgCl↓ + HNO3
качественная реакция на хлорид-ион
|
обмена
|
выпадение
белого творожистого осадка
|
ІV. Закрепление изученного материала
Задание: закончить уравнения реакций и указать их тип
Fe + H2SO4 →
BaO + HCl →
Ag + HNO3 →
Na2CO3 + H2SO4
→
Al + HCl →
Cu(OH)2 + HNO3 →
V. Домашнее задание:
выучить материал параграфа, выполнить упр. № 2,3 (обязательно),
составить
по 2 уравнения реакций замещения и обмена,
подготовить презентации: применение кислот, техника
безопасности и меры предосторожности при работе с кислотами
VІ.
Подведение итогов
В ходе сегодняшнего занятия мы познакомились с новыми типами реакций:
реакциями замещения и обмена. Давайте вспомним еще раз определения этих
реакций.
Учитель: на
завершение я подобрала небольшое
стихотворение о кислотах
Лакмус будет в них краснеть,
Растворяться – цинк и медь.
А мелок в них, посмотри,
Вмиг пускает пузыри!
И опасны для работы
Эти жгучие ...
(кислоты)
Растворяться – цинк и медь.
А мелок в них, посмотри,
Вмиг пускает пузыри!
И опасны для работы
Эти жгучие ...
(кислоты)
Рефлексия
- Все ли что запланировано мы с вами выполнили?
- Какой вид работы сегодня на уроке понравился больше всего?
Спасибо за урок. До свидания.
Литература:
- Довiдник педагога-початкiвця (серiя «Золота педагогiчна скарбниця»)
- Н.Н. Буринская Методика преподавания химии в 8-9 классах
- Iнтернет – ресурсы
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.