среда, 20 марта 2013 г.

В помощь учителю. Конспект урока. Химические свойства кислот. Реакции замещения и обмена. 8 класс.



Учитель химии: Давыденко О.В.
Тема: Химические свойства кислот. Реакции замещения и обмена.
Цель: обучающие – закрепить знания учащихся о химических свойствах кислот на примере хлороводородной кислоты, углубить знания учащихся о реакциях замещения и обмена на примере химических свойств кислот;
развивающие – создать условия для развития практических навыков экспериментальной работы с кислотами, познавательных процессов: памяти, внимания, мышления, развитие умений работать вместе, развитие коммуникативных умений;

воспитательные – способствовать формированию познавательной заинтересованности  предметом, воспитание чувства уважения друг к другу;
практические – выполнение демонстрационных опытов, умения работать с лабораторным оборудованием и реактивами, соблюдение правил т/б
Тип урока: формирование умений и навыков
Базовые понятия и термины: кислоты, реакции замещения, реакции обмена
Оборудование и реактивы: 1) магний, цинк, медь, р-р хлороводородной кислоты, концентрированная нитратная кислота, оксид магния, натрий гидроксид, нитрат серебра; 2) пробирки, спиртовка, пробиркодержатель
Средства наглядности: таблица растворимости кислот, оснований и солей в воде, ПСХЭ, оборудование и химические реактивы, ряд активности металлов
Формы: индивидуальная, фронтальная, парная
Методы и приёмы: словесные (рассказ, беседа, работа с учебником), наглядные (таблицы, демонстрационный опыт, работа с опорной схемой), коммуникативные (беседа по новой теме), проблематизация, формирование познавательного интереса, ситуация успеха
Структура урока
І.     Организационный этап  ……………………………………………………………… 1 мин.
ІІ.    Проверка домашнего задания, актуализация опорных знаний  …………………..  6 мин.
ІІІ.   Формирование навыков и умений ……………………………………………….... 28 мин.
       3.1. Мотивация познавательной деятельности ……………………………………...2  мин.
       3.2. Постановка целей урока ………………………………….....................................2  мин.
       3.3. Проектирование деятельности (план урока) ……………………………………1  мин.
       3.4. Реализация плана ………………………………………………………………...23 мин.
              3.4.1. выполнение демонстрационных опытов, заполнение таблиц
ІV.   Закрепление изученного материала …………………………………………………6 мин.
V.      Домашнее задание …………………………………………………………………… 2 мин.
VІ.   Подведение итогов ……………………………………………………………………2 мин.
                                  ХОД   УРОКА
І.     Организационный этап
ІІ.    Проверка домашнего задания, актуализация опорных знаний
        Задание №1: из приведенного перечня химических свойств выберите те, которые
                                характерны для кислот
а) окраска универсального индикатора в синий цвет
б) окраска раствора метилового оранжевого в красный цвет
в) взаимодействие с металлами
г) взаимодействие с кислотными оксидами
д) взаимодействие с основными оксидами
е) взаимодействие с основаниями
ж) взаимодействие с кислотами
з) взаимодействие с солями
и) оксигенсодержащие кислоты разлагаются при нагревании
         Задание №2: работа с опорной схемой «Химические свойства кислот»
              ______________________ Кислоты _____________________
                                                                                                           
действуют на               _______ реагируют _______                 содержащие кислоты           
                                                                                           разлагаются при t˚
                                                    

 ІІІ.   Формирование навыков и умений
 3.1. Мотивация
На доске написаны термины: реакция замещения, реакция обмена
Учитель: давайте вспомним ребята , с какими типами реакций мы уже знакомы из курса химии 7 класса? (реакции соединения и разложения). Сегодня нам предстоит работа по изучению ещё двух новых типов реакций. Это реакции замещения и обмена.
Итак, тема нашего сегодняшнего занятия «Химические свойства кислот. Реакции замещения и обмена» (учащиеся записывают дату и тему урока  в тетрадь)
3.2. Целеполагание
Учитель: Давайте сформулируем цель вашей сегодняшней работы
Цель учащихся: закрепить знания о химических свойствах кислот, изучить реакции замещения и обмена.
3.3. Проектирование деятельности (план урока на доске)
Учитель: работаем согласно плану
1.      Выполнение демонстрационных опытов, заполнение таблиц
2.      Закрепление изученного материала
3.      Домашнее задание
4.      Подведение итогов урока
3.4.  Реализация плана
        3.4.1. Выполнение демонстрационных опытов, заполнение таблиц
2 учащихся (получили опережающее д/з по изучению реакций замещения)
1)  проводят демонстрационный опыт (инструктаж по т/б): взаимодействие металлов (магний, цинк и медь) с хлороводородной кислотой,
2)     указывают на признаки реакций,
3)    формулируют определение реакции замещения  (все учащиеся записывают определение в
конспект и заполняют таблицу)
Таблица №1

уравнение реакции
тип реакции
признаки реакции
магний + НСI
Mg + 2HCI MgCI2 + H2
замещения
выделяется водород
цинк + HCI
Zn + 2HCI ZnCI2 + H2
замещения
выделяется водород
медь + HCI
Cu + HCI реакция не идет


медь + HNO3
Сu + 4НNO3 Cu(NO3)2 + 2NO2↑ + 2H2O
замещения
выделяется  нитроген (IV) оксид
Учитель: ребята как вы уже успели заметить, что не все металлы при обычных условиях способны взаимодействовать с кислотами. Дело в том, что кислоты при обычных условиях реагируют лишь с теми металлами, которые способны вытеснять водород из кислоты. По активности вытеснения водорода металлы можна разместить в так называемый вытеснительный ряд металлов, который, как правило есть у нас в кабинете, а также в учебнике (форзац). Учитель объясняет как пользоваться рядом активности металлов.
Учитель: ребята мы пронаблюдали то, что медь не реагирует с хлороводородной кислотой, но если взять концентрированную нитратную кислоту, то реакция будет происходить. Учитель проводит демонстрационный опыт: взаимодействие меди с концентрированной нитратной кислотой (акцентирует внимание на том, что те металлы, которые в ряде напряжения металлов находятся после водорода, способны вытеснять не водород, а другие продукты реакции)
Сu + 4НNO3 Cu(NO3)2 + 2NO2↑ + 2H2O
Вопрос: Что мы наблюдаем? (выделение бурого газа нитроген (IV)  оксида)
Записываем уравнение реакции в таблицу.
2 учащихся (получили опережающее д/з по изучению реакций обмена)
1)  проводят демонстрационный опыт (инструктаж по т/б): взаимодействие хлороводородной
 кислоты с основным оксидом, основанием, солью
2)     указывают на признаки реакций,
3)    формулируют определение реакции обмена  (все учащиеся записывают определение в конспект и заполняют таблицу)
Таблица №2

уравнение реакции
тип реакции
признаки реакции
СиО + НСI
СиО + 2HCI СиCI2 + Н2О (при t)
обмена
изменение окраски раствора (зеленый или голубой р-р)
NaOH + HCI
NaOH + фенолфталеин + HCI NaCI + H2O
обмена
(нейтрализации)
малиновая окраска обесцвечивается
AgNO3 + HCI
AgNO3 + HCI AgCl↓ + HNO3
качественная реакция на хлорид-ион
обмена
выпадение белого творожистого осадка

ІV.   Закрепление изученного материала
        Задание: закончить уравнения реакций и  указать их тип
        Fe + H2SO4
        BaO + HCl →
        Ag + HNO3
        Na2CO3 +  H2SO4
        Al + HCl →
        Cu(OH)2 + HNO3
V.    Домашнее задание: выучить материал параграфа, выполнить упр. № 2,3 (обязательно),
                                          составить по 2 уравнения реакций замещения и обмена,
                                          подготовить презентации: применение кислот, техника
                                          безопасности и меры предосторожности при работе с кислотами
VІ.   Подведение итогов
В ходе сегодняшнего занятия мы познакомились с новыми типами реакций: реакциями замещения и обмена. Давайте вспомним еще раз определения этих реакций.
Учитель: на завершение  я подобрала небольшое стихотворение о кислотах           
Лакмус будет в них краснеть,
Растворяться – цинк и медь.
А мелок в них, посмотри,
Вмиг пускает пузыри!
И опасны для работы
Эти жгучие ...
(кислоты)
                                    Рефлексия
  1. Все ли что запланировано мы с вами выполнили?
  2. Какой вид работы сегодня на уроке понравился больше  всего?
Спасибо за урок. До свидания.
Литература:
  1. Довiдник педагога-початкiвця (серiя «Золота педагогiчна скарбниця»)
  2. Н.Н. Буринская  Методика преподавания химии в 8-9 классах
  3. Iнтернет – ресурсы

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...