четверг, 28 ноября 2013 г.

Это интересно! В потемнении картин виновата ртуть...

Киноварь славится не только тем, что её любили многие художники разных эпох, но и своей нехорошей привычкой чернеть со временем. Причина черноты, которую можно найти и на римских фресках, и на барочных картинах Петера Пауля Рубенса, оставалась загадкой. Только сейчас исследователям удалось показать, что «преступник» — элементарная ртуть, которая образуется под действием света и ионов хлора в воздухе. Это открытие — первый шаг к созданию нового метода консервации для предотвращения дальнейшей порчи исторических шедевров.
Группа итальянских, бельгийских и французских ученых разгадала эту загадку. Оказывается, красная краска на основе киновари (аллотропной модификации сульфида ртути) выделяет через какое-то время металлическую ртуть. Раньше ученые полагали, что картины темнеют, когда альфа-модификация сульфида серы переходит в бета-модификацию, но гипотеза была признана несостоятельной. Позже картины изучались различными методами, в результате чего было установлено содержание в краске микроскопических капель ртути. Рентгеновским анализом ее обнаружить было невозможно, ведь кристаллической решетки она не имеет. Новое исследование пошло дальше. Смоделирован был процесс взаимодействия киновари с ионами хлора. Хлор превращает сульфид ртути в кордеорит, а уже в нем взаимодействие хлора и кислорода приводит к дефектам кристаллической решетки. В этих самых дефектах под действием света выделяются положительно заряженные ионы ртути, из которых формируются капли этого жидкого металла. Конечным продуктом этих реакций становится чистая ртуть — та самая, которую можно встретить в старых добрых термометрах. Накапливаясь в микроскопических дырочках и трещинках в краске, она как будто и есть причина почернения. Доказать эту гипотезу оказалось не так-то просто: металлическая ртуть — летучее вещество, поэтому нелегко определить, образовалась ли она в ходе той или иной реакции, она исчезает до того, как учёные приступают к анализу. Г-н Янсенс и его коллеги поместили пигмент на платиновую подложку и капнули на неё водой, содержавшей ионы хлора. Как только на минерал направили лазер, он почернел. Затем приложили электрический ток, и пигмент отдал воде ионы ртути. Сверх того, напряжение оказалось точно таким, какое требуется для того, чтобы металлическая ртуть рассталась с ионами. Г-жу Кён убедили представленные аргументы в пользу того, что чёрный материал есть не что иное, как металлическая ртуть. Специалисты уверены, что это знание поможет реставраторам. Хранить картины в тёмном месте, конечно, не имеет смысла, но можно сделать так, чтобы хлор не касался краски: для этого достаточно покрыть полотно разумным слоем лака. Также представили интерес картины Ван Гога, в которых не было обнаружено ртути, но они также темнели. Оказалось, что в масляную краску был добавлен хромат свинца – желтый хром. Это соединение очень токсично и было заменено на безопасное. Но это открытие не стало причиной потемнения картин. Оказалось, что для яркости цвета великий художник добавлял в краску сульфат бария для реакции с хроматом свинца. Именно поэтому для сохранения яркости картин их необходимо хранить при низких температурах и не допускать попадания солнечных лучей.

Источники:
www.convert-mw.ru
diver-sant.ru
compulenta.computerra.ru 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...