Первые химические знания люди получили, когда научились использовать
огонь (обработка пищи, выплавка металлов, обжиг керамики), брожение
сахаристых веществ и приготовление косметических составов. Косметикой
пользовались в доисторические времена, а она невозможна без химии. На
Ближнем Востоке употребление косметики было непременной частью личной
гигиены. Древние египтяне следили за чистотой тела, притираниями и
мазями пользовались не только высшие слои общества. «Масло — лекарство
для тела», — писал фараон Аменхотеп III (1411—1375 до н. э.), фараон
Сети I (1313—1292дон.э.) специальным указом увеличил снабжение
косметическими маслами своих воинов.
Из-за нехватки косметических средств случались за- бастовки — во времена Рамзеза III (1198—1167 до н.э.) строители пирамиды прекратили работу, требуя масло для притираний! Умащивание тела было весьма распространено у ассирийцев, вавилонян, шумеров. «Масло жизни делает суставы человека более гибкими», — гласит клинопись.
Из-за нехватки косметических средств случались за- бастовки — во времена Рамзеза III (1198—1167 до н.э.) строители пирамиды прекратили работу, требуя масло для притираний! Умащивание тела было весьма распространено у ассирийцев, вавилонян, шумеров. «Масло жизни делает суставы человека более гибкими», — гласит клинопись.
Потребность в косметических средствах стимулировала изготовление в
большом количестве каменных ваз и других сосудов, которые можно увидеть в
современных музеях.
В 26-й главе Евангелия от Матфея читаем: «Приступила к Нему женщина с
алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на
голову». Здесь «алавастр» — это так называемый египетский алебастр
(другое название — мраморный оникс), полосчатый камень, добывавшийся в
древних каменоломнях Фив. Из него изготовляли вазы для благовоний.
Каменные сосуды для благовоний были дороги, со временем для этой цели
стали использовать стеклянные бутыли; некоторые археологи полагают, что
само изобретение стеклянной посуды было вызвано необходимостью хранить
парфюмерную продукцию.
Сосуд для косметики, вырезанный из куска кальцита. Найден в захоронении Тутанхамона (около 1350 г. до н.э.) |
Тысячи лет благовония были важной частью религиозного культа.
Важнейшим из них считалось миро — специальный состав из благовонных
веществ, который использовался в иудейском и христианском обрядах. Миро
использовали для так называемого священного помазания царей и пророков:
«И взял Самуил рог с елеем, и помазал его среди братьев его, и почивал
Дух Господень на Давиде с того дня и после» (1 Цар. 16:13). Миром были
помазаны на царствование и российские цари. «Масть и курение радуют
сердце» — читаем мы в 27-й главе «Притчей Соломоновых». Сравнение этого
текста, цитируемого по синодальному изданию, с английским переводом
Библии (Ointment and Perfume Rejoce the Heart) показывает, что «масть»
(англ. ointment) — это мазь, помада, притирание, а наша «парфюмерия»
(англ. perfume — благоухание, аромат, запах, духи) восходит к латинскому
per fumus — при помощи, посредством дыма (то есть воскурения).
В Древнем мире благовония использовались и для массажа, и для
смазывания ран. На папирусах Среднего царства (до 1600 г. до н.э.)
упомянуты названия 22 разных мазей, применявшихся в мистических,
религиозных и медицинских целях. Египтяне называли ароматические смолы,
вытекающие из некоторых видов деревьев, словом kemai, которое перешло в
греческий как kommi; отсюда произошли и англ. gum (камедь, а также
резина), гумми (камедь), и гуммиарабик (дословно «аравийская камедь»).
Выяснить химический состав древних мазей и масел для растираний
трудно; это непросто даже для современных композиций, что же говорить о
косметике, которая пролежала десятки веков и могла измениться под
действием различных агентов! Значения иероглифов на папирусах и знаков
на шумерских табличках не всегда понятны. Некоторые сведения можно
почерпнуть из произведений греческих и римских авторов, которые
описывали различные применения масел. Чаще всего использовали оливковое и
касторовое масла — особенно беднейшие слои населения. Распространены
были также бегеновое масло — из крупных семян растений семейства
моринговых, масло из колоквинта — растения семейства тыквенных, масло из
семян сафлора, напоминающее подсолнечное, а также кунжутное, миндальное
и другие. Как душистые вещества упоминаются масла из семян миндаля и
аниса, корневищ аира и имбиря, цветков и коры кассии, коры коричного
дерева, древесины кедра и сандалового дерева, плодов цитрусовых, цветков
гелиотропа, мимозы, розы, разных тростников, цветков и листьев мяты и
розмарина. Использовались как душистые вещества также цветки хны,
корневища ириса, мед, вино и многое другое.
В древних документах почти нет описаний, касающихся технологии
получения душистых веществ, — до понятия «маршрутная карта» оставались
десятки веков. Для прессования использовали полотняный мешок, который
наполняли плодами, а затем складывали так, чтобы на обоих его концах
образовались петли. В них вставляли палки, которые вращали в разные
стороны. Во времена III династии (около 2670—2600 гг. до н.э.) пресс был
усовершенствован: его подвешивали за петли к стойкам. В античные
времена начали применять винтовой пресс. Согласно Геродоту, из трех
фунтов семян отжимали один фунт масла.
Торговцы смешивают разные масла. Рисунок из древнеегипетского захоронения в Саккаре, около 2400 г. до н.э. (из книги «A History of Technology», Oxford: Clarendon Press, 1956) |
Эфирные масла извлекали с помощью мацерации: душистые растения
настаивали в теплом растительном масле в течение двух дней, затем теплое
масло фильтровали. Применялось и холодное абсорбирование — лепестки
нежных растений помещали на несколько недель в закрытые емкости, а рядом
располагали слои жира, которые поглощали пахучие выделения. Перегонки и
экстракции растворителями в Древнем мире не знали. В чистом виде
эфирные масла использовались редко, они были дороги. Обычно их смешивали
с дешевыми маслами, не имеющими собственного запаха.
В Древнем мире в косметических целях использовали и животные жиры —
буйволовый, бараний, гусиный. Рыбий жир не применяли из-за не очень
приятного запаха. Не использовали мускус, амбру, цибет, бобровую струю —
кабарги, кашалоты, циветты и бобры не были известны на Ближнем Востоке.
Для приготовления косметических средств применяли те же приемы, что и
для приготовления еды. Египетские художники часто изображали эти
приемы, а иногда и целое производство.
На древнеегипетских женских портретах хорошо видна применявшаяся в те
времена косметика для лица: достаточно вспомнить знаменитый бюст
Нефертити. Известное с незапамятных времен подкрашивание глаз вначале
имело, вероятно, чисто медицинское предназначение: краска предохраняла
от глазных болезней, распространенных на Ближнем Востоке. Египтяне
подкрашивали также глаза изображаемых ими богов и фараонов.
В египетских захоронениях встречаются полотняные и кожаные мешочки,
раковины, стебли тростника, наполненные минеральными красками для глаз. В
коптском языке одна из таких красок называлась stem, откуда произошли
латинское название сурьмы stibium и современный знак этого элемента Sb.
Дело в том, что один из ее минералов, черная модификация сульфида Sb2S3,
в виде тонко растертого порошка издавна применяли как краску для
бровей. Вплоть до XIX века в России бытовало выражение «насурьмить
брови»: «Ты постом говей, не сурьми бровей» (М.Цветаева). Русское
название элемента — от турецкого сюрме — натирание или чернение бровей.
Однако первоначально египетское stem означало другой мягкий черный
минерал — галенит, сульфид свинца, им лечили глазные болезни. Египтяне
обычно чернили только верхние веки, а нижние окрашивали малахитом в
зеленый цвет. Малахит—основной карбонат меди, а медь, как известно,
обладает бактерицидными свойствами.
В Месопотамии черный минерал для подведения глаз назывался guhlu; это
слово затем перешло к арабам в виде al-kuhl и означало тонкий порошок,
пудру. У средневековых алхимиков alcohol сначала обозначал любой тонкий
порошок, а во времена Парацельса (XVI век) стал обозначать пары летучих
жидкостей, которые «возгонялись в воздух», как пудра от ветра. Отсюда
недалеко и до современного значения.
Со временем вместо сульфидов свинца и сурьмы для подведения глаз
стали использовать прокаленную без доступа воздуха скорлупу миндальных
орехов, сажу, минерал пиролюзит (диоксид марганца). К растертому в
тонкий порошок пигменту добавляли немного воды, иногда с примесью
камеди, и получали пасту, которую пальцем или палочкой из дерева или
слоновой кости наносили на веки. Такие палочки часто находят в
захоронениях, на них нарисован иероглиф в виде такой же палочки в
небольшой круглой чашечке.
Губы и щеки египтяне подкрашивали красной охрой — природной смесью
оксидов железа с глиной. Ладони, ступни, ногти и волосы часто красили
хной. Жители Месопотамии для тех же целей использовали также асафетиду —
камедь, добываемую из корней зонтичного растения ферулы, тогда как
шумеры предпочитали красить щеки желтой охрой, называя ее «золотой
глиной». Жизнь была тяжелая и вредная, но красочная.
Леенсон И.А.
Источник: www.hij.ru
Ещё по теме...
http://www.egyptmif.ru/chemistry.html
Леенсон И.А.
Источник: www.hij.ru
Ещё по теме...
http://www.egyptmif.ru/chemistry.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.