среда, 28 ноября 2012 г.

Готовимся к уроку. Химическое равновесие.

ХИМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ – состояние химической системы, при котором возможны реакции, идущие с равными скоростями в противоположных направлениях. При химическом равновесии концентрации реагентов, температура и другие параметры системы не изменяются со временем.
Необратимые и обратимые реакции.
Если слить растворы кислоты и щелочи, образуется соль и вода, например, HCl + NaOH = NaCl + H2O, и если вещества были взяты в нужных пропорциях, раствор имеет нейтральную реакцию и в нем не остается даже следов соляной кислоты и гидроксида натрия. Если попытаться провести реакцию в растворе между образовавшимися веществами – хлоридом натрия и водой, то никаких изменений не обнаружится. В подобных случаях говорят, что реакция кислоты со щелочью необратима, т.е. обратная реакция не идет. Практически необратимы при комнатной температуре очень многие реакции, например,  H2 + Cl2 = 2HCl, 2H2 + O2 = 2H2O и др.
Опорный конспект. Химическое равновесие. Принцип Ле Шателье.

понедельник, 26 ноября 2012 г.

Великие химики. Клод Луи Бертолле.

Клод Луи Бертолле (1748—1822) - французский химик, академик Парижской академии наук, создатель теории химического сродства веществ, первым начал систематические исследования химических равновесий. Решая практические задачи, Бертолле сделал ряд важных открытий. Так была создана первая теория химических равновесных процессов. Во время своего пребывания в Египте с войсками под командованием Наполеона Бертолле заинтересовался составом воды соляных озер и условиями образования соды в этих естественных «фабриках солей». Изучение образования этих растворов привело его к выводу, что условия химического превращения (особенно масса и «сродство») реагентов, а также температура очень влияют на протекание реакций. При этом в зависимости от различных условий процесса из одних и тех же исходных веществ могут образовываться соединения различного состава.

воскресенье, 25 ноября 2012 г.

Из серии опыты-загадки. Химия и … зубная боль.

Многие из вас, наверное, наблюдали, как стоматолог готовит материал для пломбы, растирая на стекле какие-то вещества. Воспроизвести этот процесс не сложно. Смешайте оксид цинка с несколькими каплями раствора фосфорной кислоты, массовая доля которой в растворе 0,6 (60%), в мольном соотношении 2:1. Образуется фосфат цинка, который в результате довольно сложных химических процессов быстро превращается в вязкую серую массу. Она называется цинко-фосфатным цементом и благодаря своим свойствам.— быстрому твердению и безвредности для организма — используется для приготовления зубных пломб. Быстротвердеющие фосфатные цементы можно получить и из оксидов других металлов, например из оксида алюминия. Нельзя брать оксиды свинца, кадмия   и других ядовитых металлов.
 Источники: ресурсы Интернет.

История спички. Часть№1.

Первая спичка появилась в начале ХIX века. Здесь попробую рассказать об истории спички. Прежде чем в руках человека человека вспыхнула спичка произошло много событий, каждое из которых внесло свою лепту на долгом и сложном пути создания спички. С незапамятных времён огонь играл важную роль в развитии человечества. Древнегреческие философы Платон и его ученик Аристотель отводили огню особое место. Платон изучал различные природные явления и передавал свой опыт ученикамво время прогулки попарку среди деревьев, которые иногда загорались от небесного огня. Представления Платона о мире сформировались в философскую систему, которая господствовала более двух тысяч лет. В основе системы мироздания лежали четыре стихии: огонь, вода, воздух, земля.

суббота, 24 ноября 2012 г.

Готовимся к уроку. Практическая работа №3. Получение кислорода и исследование его свойств.

Практична робота №3.
Одержання кисню в лабораторії та вивчення його властивостей.
Мета уроку: отримати в лабораторних умовах кисень і вивчити його хімічні властивості.
Завдання:
1. продовжити вивчення кисню на прикладі дослідження його хімічних властивостей і формувати практичні вміння і навички роботи з хіміч­ними речовинами й лабораторним устаткуван­ням в процесі одержання кисню з пероксиду водню;
2. формувати навички й уміння проведення хіміч­ного експерименту й аналізу явищ, що спосте­рігаються;

пятница, 23 ноября 2012 г.

Малахит.

МАЛАХИТ является соединением меди, состав природного малахита несложен: это основной карбонат меди (СuОН)2СО3, или СuСО3·Сu(ОН)2. Это соединение термически неустойчиво и легко разлагается при нагревании, даже не очень сильном. Если нагреть малахит выше 200оС, он почернеет и превратится в черный порошок оксида меди, одновременно выделятся пары воды и углекислый газ: (СuОН)2СО3 = 2CuO + CO2 + H2O. Однако получить вновь малахит – очень трудная задача: это не могли сделать в течение многих десятилетий, даже после успешного синтеза алмаза.
Видеоопыт: "Разложение малахита".

Как нейтрализовать формальдегид?

Как нейтрализовать формальдегид? Формальдегид имеет химическую формулу НСОН. Представляет собой бесцветный газ с очень резким, характерным запахом. Отлично растворяется как в воде, так и во многих органических веществах. Находит широкое применение как дубитель, антисептик, консервант биологических материалов. В промышленности формальдегид служит сырьем для получения фенолформальдегидных смол, пентаэритрита. Это сильный яд, представляет большую опасность для человека. Поэтому при превышении ПДК это вещество необходимо нейтрализовать. Предположим, пары формальдегида или его водный раствор (формалин) загрязнили одежду, посуду, какие-то предметы обихода мелких и средних размеров.

В помощь учителю и учащимся. Окислительно-восстановительные реакции.

ОКИСЛИТЕЛЬНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ
(р-ции окисления-восстановления) происходят с изменением степени окисления атомов, входящих в состав реагирующих в-в. При окислении в-в степень окисления элементов возрастает, при восстановлении - понижается.
Первоначально окислением называли только р-ции в-в с кислородом, восстановлением - отнятие кислорода. С введением в химию электронных представлений понятие О.-в. р. было распространено на р-ции, в к-рых кислород не участвует. 


среда, 21 ноября 2012 г.

Готовимся к уроку. Электролиз.

Электролиз (от электро... и греч. lysis — разложение, растворение, распад), совокупность процессов электрохимического окисления-восстановления на погруженных в электролит электродах при прохождении через него электрического тока. Э. лежит в основе электрохимического метода лабораторного и промышленного получения различных веществ — как простых (Э. в узком смысле слова), так и сложных (электросинтез).
Опорный конспект. Электролиз.

понедельник, 19 ноября 2012 г.

В помощь учителю и учащимся. Природные источники углеводородов.

Углеводороды – органические соединения, в состав которых входят только два элемента: углерод и водород.
Например: CH4, C2H6, C3H6, C6H6, C8H10 и т.п.
В общем виде – СxHy

воскресенье, 18 ноября 2012 г.

В помощь учащимся. Гидролиз солей.

С точки зрения современной химии, гидролиз (от греч. hydro - вода, lysis - разложение, распад) солей - это такое взаимодействие солей с водой, в результате которого образуется кислая соль (кислота) и основная соль (основание). Какого вида будет гидролиз, зависит от типа соли, растворяемой в воде. Соль бывает четырех типов, в зависимости от того, из остатков какого основания и какой кислоты она образовалась: соль сильного основания и сильной кислоты; соль сильного основания и слабой кислоты; соль слабого основания и сильной кислоты; соль слабого основания и слабой кислоты.

суббота, 17 ноября 2012 г.

В помощь учителю и учащимся. Алгоритм составления уравнения химической реакции.

Реакцией называется превращение одних химических веществ в другие. А формула их записи с помощью специальных символов и есть уравнение этой реакции. Существуют различные типы химических взаимодействий, но принцип записи их формул одинаков.

пятница, 16 ноября 2012 г.

Готовимся к уроку. Фенол.

Как литры перевести в моли.

В литрах измеряют объем, а моли показывают количество вещества. Напрямую перевести литры в моли невозможно, но можно установить соотношения между количеством вещества и его объемом.
Алгоритм
1. Запишите уравнение химической реакции, соответствующее условию задачи. Расставьте правильно коэффициенты. Помните, что, согласно закону постоянства состава, число атомов, вступивших в реакцию, должно равняться числу атомов, образующихся в результате реакции.

вторник, 13 ноября 2012 г.

Новый способ вторичной переработки полистирола.

Новый процесс может оказаться более выгодным с экономической точки зрения, чем обычная переплавка отходов и изготовление из них изделий низкого качества – деполимеризация и возврат к мономеру, в итоге, позволяет получать материалы и изделия более высокого качества.
Руководитель исследования, Ленни Шмидт (Lanny Schmidt) из Универистета Миннесоты заявляет, что в США вторичной переработке подвергается менее половины отходов пластмасс, в целом же в мире дела с вторичной переработкой полимеров обстоят еще хуже – эти отходы либо сжигают, либо держат на мусорных полигонах. Он добавляет, что даже те полимеры, которые подвергаются вторичной переработке, становятся сырьем лишь для дешевых изделий, так как зачастую такие полимеры, идущие на вторичную переработку, загрязнены или смешаны с другими материалами, а их очистка, как правило, слишком затратна.

пятница, 9 ноября 2012 г.

УБИКВИТИН.

УБИКВИТИН (от лат. ubique – вездесущий) – белок, присутствующий в клетках живого организма, открыт в 1970-х американским биохимиком Г.Голдстейном. Молекулы этого белка собраны из 76 аминокислотных остатков, его молекулярная масса сравнительно невелика, немногим более 8 тыс., он стабилен и участие в различных биохимических процессах не приводит к изменению его структуры. На рис.1 показано его строение в виде шаро-стержневой модели (А), а также его третичная структура, т.е. упаковка отдельных участков цепи (Б). Он содержит одно спиральное образование (альфа-спираль) и четыре плоских ленты (бета-структуры).
      Рис. 1. А – строение убиквитина в виде шаро-стержневой модели (серым цветом выделены атомы С, красным цветом – О, синим цветом – N), атомы водорода не показаны.            Рис. 1. Б – третичная структура убиквитина

Биографии великих химиков. Марковников В.В.

МАРКОВНИКОВ, ВЛАДИМИР ВАСИЛЬЕВИЧ (1837–1904), русский химик, ученик А.М.Бутлерова, один из создателей теории строения химических соединений. Родился 13 (25) декабря 1837 в г.Княгинин Нижегородской губернии в семье офицера. Учился в Нижегородском дворянском институте, в 1856 поступил в Казанский университет на юридический факультет. Одновременно посещал лекции Бутлерова по химии, прошел практикум в его лаборатории. По окончании университета в 1860 по рекомендации Бутлерова был оставлен в качестве лаборанта в университетской химической лаборатории, с 1862 читал лекции. В 1865 получил степень магистра и был направлен на два года за границу. Работал в лабораториях Байера, Эрленмейера, Кольбе. В 1867 вернулся в Казань, где был избран доцентом по кафедре химии.

четверг, 8 ноября 2012 г.

ЛАЗУРЬ БЕРЛИНСКАЯ.

Краситель замечательного синего цвета с таким поэтическим названием появился в Германии около двухсот лет назад. Точных данных о времени и авторе его открытия не сохранилось: об этом не было никаких научных публикаций, сохранялся в тайне и способ получения нового вещества. Полагают, что берлинская лазурь была случайно получена в начале 18 в. в Берлине красильным мастером Дизбахом. В своем производстве он использовал поташ (карбонат калия К2СО3) и однажды раствор поташа неожиданно дал с солями железа красивое синее окрашивание. При проверке оказалось, что поташ из этой партии был ранее прокален в сосуде, в котором была бычья кровь. Осадок, который давал этот поташ с солями железа, представлял собой после высушивания темно-синюю массу с красновато-медным металлическим блеском.

среда, 7 ноября 2012 г.

Готовимся к уроку. Строение органических веществ.


 
КЕКУЛЕ Фридрих Август 
(7.IX.1829 - 13.VII.1896)
Немецкий химик-органик. Родился в Дармштадте. Окончил Гисенский университет (1852). Слушал в Париже лекции Ж.Б. Дюма, Ш.А. Вюрца, Ш.Ф. Жерара. В 1856-1858 преподавал в Гейдельбергском университете, в 1858-1865 - профессор Гентского университета (Бельгия), с 1865 - профессор Боннского университета (1877-1878 ректор). Президент немецкого химического общества (1878, 1886, 1891). Один из организаторов I Международного конгресса химиков в Карлсруэ (1860). Иностранный член-корреспондент Петербургской АН (с 1887).

понедельник, 5 ноября 2012 г.

Готовимся к уроку. Водородная связь.

Опорный конспект. Водородная связь. 
ВОДОРОДНАЯ СВЯЗЬ 
Образование водородных связей (на примере спиртов)
В молекуле спирта R-O-H химическая связь между атомом водорода и более электроотрицательным атомом кислорода весьма полярна. Водород имеет частичный положительный заряд (+), а кислород - частичный отрицательный (-):
R - углеводородный радикал (CH3, C2H5 и т.п.)

Ферментация и брожение.

Ферментация – это процесс биохимического, очень часто бескислородного разложения органических соединений, проходящий при участии энзимов (ферментов). Конечные продукты этого процесса – более простые органические и неорганические соединения, а также энергия. Ферментация – процесс, напоминающий дыхание; на ней, например, основан метаболизм бактерий, она является основным средством получения необходимой для жизни энергии у приспособленных к обитанию при отсутствии кислорода бактерий и различных грибков. Брожение – это разновидность ферментации, при которой ферменты вырабатываются исключительно микроорганизмами.

воскресенье, 4 ноября 2012 г.

Готовимся к уроку. Донорно-акцепторный механизм химической связи.

Всё о броме.

Бром был последним из галогенов, который был открыт химиками. Это событие произошло осенью 1885 года в одной из лабораторий Гейдельберского университета , которой руководил профессор Л.Гмелин. Один из студентов принес своему учителю колбу, в которой находилась какая-то жидкость бурого цвета. Этим студентом был К.Левиг, который рассказал профессору, что изучал состав одной из минеральных вод, и что он пропустил через воду хлор и раствор приобрел бурую окраску. Это вещество он выделил из раствора с использованием эфира. Это и был бром. Л.Гмелин заинтересовался работами студента и попросил его приготовить побольше данного вещества, чтобы детально изучить его свойства.

суббота, 3 ноября 2012 г.

Готовимся к уроку. Строение атома.

Нуклеиновые кислоты.

Нуклеиновые кислоты

Функции нуклеиновых кислот

НУКЛЕИНОВЫЕ КИСЛОТЫ представляют собой усложнённые высокомолекулярные соединения, которые имеются во всех без исключения клетках, присущих живым организмам и являются материальными носителями всей наследственной информации. Нуклеиновым кислотам принадлежит ведущую роль не в одном лишь хранении, но ещё и в передаче важной информации потомкам, а также реализации ее на протяжении индивидуального развития буквально каждого организма.  Нуклеиновые кислоты учёными были открыты уже в середине 60-тых годов 19 века (открытие сделал швейцарский ученый Ф. Мишер).
Во время опыта по обработке клетки гноя пепсином — ферментом из желудочного сока — Ф. Мишер с удивлением обнаружил, что ферментом переваривается не все клеточное содержимое, в их ядрах остаётся неразрушенным некое вещество.

пятница, 2 ноября 2012 г.

В помощь учителю и учащимся. Готовимся к уроку. Аллотропные модификации кислорода.

Влияние кислорода на интенсивность дыхания плодов и овощей.

Снижение концентрации кислорода в атмосферном воздухе с 21 до 14% и даже до 7% не влияет существенно на интенсивность дыхания. Дальнейшее снижение концентрации кислорода до 4% приводит к постепенному ослаблению дыхания с сохранением обычного соотношения между объемом выделенной двуокиси углерода и поглощенного кислорода. Однако при снижении концентрации кислорода до 1% отмечалось некомпенсированное выделение углекислого газа, свидетельствующее об усилении анаэробного дыхания. Для некоторых сортов яблок при снижении кислорода в атмосферном воздухе до 3% при отсутствии двуокиси углерода интенсивность дыхания снижалась до 52% по кислороду и до 63% по двуокиси углерода.

четверг, 1 ноября 2012 г.

Водород можно получить из воды и солнечного света.

Ученые нашли способ преобразования солнечного света в механическую или электрическую энергию без применения для этого солнечных батарей. Для того чтобы получить водород, который может служить экологичным топливом, достаточно поместить в воду разработанный учеными специальный сплав и поставить его на солнце. Новый сплав GaN-Sb был разработан американскими химиками из университетов Луисвилля и Кентукки. Его лавное преимущество – это дешевизна. Как пояснил Медху Менон, один из руководителей этого исследования, в предыдущих разработках учеными использовались только сложные материалы.

Готовимся к уроку.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1.
ТЕМА: ПОЛУЧЕНИЕ КАРБОН (IV) ОКСИДА И ИЗУЧЕНИЕ ЕГО
СВОЙСТВ. ПРЕВРАЩЕНИЕ КАРБОНАТОВ И ГИДРОГЕНКАРБОНАТОВ.
Цели урока: 
  • продолжить формирование экспериментальных навыков учащихся с химическими веществами и лабораторным оборудованием; 
  • проверить знания техники безопасности во время работы в кабинете химии;
  • углубить знания о химических свойствах оксидов на примере свойств карбон (IV) оксида;
  • выяснить уровень усвоения знаний о химических свойствах оксидов неметаллов на примере карбон (IV) оксида.
Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...